Схватки – скорая – роддом. И вот на свет появляется новый человек. К молодым родителям следом за бурей счастливых эмоций приходит осознание: теперь они ответственны за то, каким вырастет их малыш.

Процесс воспитания – естественная часть взаимоотношений младенца и взрослых. И начинать лучше с самого рождения, ведь в период до года малыш уже усваивает основы поведения, которое в обществе принято считать правильным. Внимательно наблюдая за родителями, малыш приобретает навыки общения, ухода за собой, взаимодействия с внешним миром. И родителям уготована важная роль – ненавязчиво и методично поощрять положительные черты в поведении ребенка, аккуратно пресекая проявления будущих вредных привычек и капризов.

Традиционно первые 12 месяцев жизни ребенка разделяют на четыре условных отрезка по три месяца каждый.

Первый этап (от рождения до трех месяцев), с одной стороны, самый сложный, с другой – легкий. Новоиспеченные родители привыкают к незнакомым ощущениям, учатся подстраивать свой режим под потребности нового члена семьи, и малыш помогает им в этом, проводя много времени в сонном состоянии. Однако уже сейчас можно и нужно закладывать основные правильные привычки:

- спокойный сон на свежем воздухе; желательно также научить кроху засыпать без укачивания (когда ребенок заснул в коляске на прогулке, наступает мамино время, теперь можно присесть на лавочку в сквере и почитать, или заняться любимым рукоделием);

- привыкание к кроватке, формирование взаимосвязи кроватка-сон (будет лучше, если бодрствовать малыш будет в шезлонге или на развивающем коврике, чтобы кроватка не ассоциировалась с бодрствованием и играми);

- ощущение дискомфорта от испачканного подгузника и извещение об этом родителей;

- развитие основных чувств – зрения и слуха (в этом помогут первые игрушки крохи – яркие и звонкие погремушки);

- предотвращение такой частой детской вредной привычки, как сосание пальца (как бы много ни было противников у пустышек, отучить ребенка от соски все же легче, чем от пальца во рту; чуть позже пустышка с успехом заменяется на прорезыватели, а потом и дольку яблока);

- формирование привычки к гигиеническим процедурам (регулярная смена подгузников, умывание по утрам, ванна перед сном).

Физическое развитие является одной из составляющих воспитательного процесса. До трех месяцев ребенок должен сформировать навык удерживания головы лежа на животе. Чтобы стимулировать ребенка к такой пока тяжелой для него активности, можно выставлять перед лежащим на животике малышом яркие картинки и игрушки. Легкий массаж-поглаживание доставят много удовольствия как малышу, так и молодой маме.

Второй этап (от трех месяцев до полугода) характеризуется дальнейшим развитием слуховых, зрительных и сенсорных навыков. Малыш уже держит голову достаточно уверенно и с любопытством впитывает звуки и образы окружающего мира. Чтобы стимулировать развитие речевой функции ребенка, нужно чаще с ним разговаривать, петь колыбельные и рассказывать потешки, давать слушать музыку и звуки природы, поддерживать первые «диалоги».

Малыш активно требует общения со взрослыми, и этой потребностью лучше не пренебрегать. Насыщаясь вниманием мамы и папы, ребенок в будущем будет проявлять больше самостоятельности в играх, сможет дольше занимать сам себя, чувствуя, что мама не отказывает ему в общении. Занятия на мяче и соответствующая возрасту гимнастика – все это способствует гармоничному развитию крохи.

Третий период (от шести до девяти месяцев) – период активного развития новых навыков. Малыш постепенно учится ползать, вставать на коленки, сидеть и стоять. Он становится очень любопытным, маленького непоседу сложно удержать от исследований. Свободу перемещения ребенка в доме стоит ограничивать только из соображений безопасности. По возможности нужно убрать из зоны досягаемости бытовые приборы, провода, обезопасить розетки, спрятать на верхних полках лекарства, бытовую химию и мамину косметичку. Пусть на нижних полках обоснуются игрушки и книги юного исследователя, безопасные бытовые предметы. Пусть это и анекдот, но кастрюля часто способна увлечь ребенка гораздо сильнее, чем высокотехнологичная дорогая игрушка.

В этот период малыши начинают пробовать взрослую пищу в виде первого прикорма. Новый опыт доставляет маме и много хлопот в виде стирки одежды в пятнах от фруктов, и отмывания стен и самого малыша от лучший детской каши, но как же это мило, когда ребенок учится держать ложку и самостоятельно отправляет порцию прикорма в рот.

Прорезыватели становятся фаворитами среди игрушек в период прорезывания первых зубов. Музыкальные игрушки и мягкие книжки, мешочек с крупой и деревянный кубик – все полезно в процессе познания мира. Чтение книг перед сном может стать доброй традицией на долгие годы и вместе с вечерним купанием составит приятный ритуал перед отходом ко сну.

Текущий этап – время, когда нужно начинать знакомить малыша с запретами. Серьезный вид, чуть более строгий тон, сопровождающие слова «нет» и «нельзя» – сейчас малыш учится на них реагировать. Вводить запреты лучше ограниченно, пусть они касаются того, что действительно опасно. «Нельзя» играть с проводами и розетками, так как это опасно для жизни – вот что должен усвоить малыш. «Нельзя» вытаскивать одежду из шкафа? А может лучше превратить это «нельзя» в игру, а потом и в первые навыки помощи по дому, вытащив, а затем все аккуратно сложив обратно?

Четвертый этап (от девяти месяцев до одного года). Малыш превращается в настоящего «человека прямоходящего». Ортопеды советуют не спешить с обучением малыша самостоятельной ходьбе, пусть осваивает этот навык постепенно и самостоятельно по мере укрепления мышц.

Среди игр с малышом появляются пальчиковые куклы. Озвученный взрослыми кукольный театр будет ненавязчиво показывать примеры хорошего поведения. Также наступает удачное время для башен из кубиков и попыток собрать пирамидку, ребенок учится соотносить предметы по форме и размеру, игрушки-сортеры должны прийтись малышу по вкусу.

Продолжая обучать ребенка слову «нельзя», родителям нужно быть последовательными, выработать единое мнению о том, что должно стать предметом запрета. И конечно, следить за своими словами и действиями, ведь дети – очень чуткие «зеркала» и подражатели.




Ответы на “От 0 до года: ничего не упустить”